Художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов: "Я говорил Высоцкому: ты сыграешь Бориса Годунова"

45 лет назад Владимир Высоцкий впервые вышел на сцену Театра на Таганке. В спектакле "Добрый человек из Сезуана" срочным вводом, с двух репетиций он сыграл комедийную роль Второго Бога. С создателем и художественным руководителем театра Юрием Любимовым встретился корреспондент "Известий"
45 лет назад Владимир Высоцкий впервые вышел на сцену Театра на Таганке. В спектакле "Добрый человек из Сезуана" срочным вводом, с двух репетиций он сыграл комедийную роль Второго Бога. С создателем ихудожественным руководителем театра Юрием Любимовым встретился корреспондент "Известий" Константин Кедров.
вопрос: Событие 45-летней давности снова актуально...
ответ: Высоцкий, видите ли, на сцену вышел сразу, но главные роли стал играть позже. Когда господин Губенко, который играл в "Добром человеке...", изволил исчезнуть. Его искали неделю. А он в это время снимался в фильме "Последний жулик"... Так Высоцкий появился в этом спектакле, а потом и в "Галилее". Он все-таки хороший актер был. Точнее, дело не в игре Владимира Высоцкого, а в поэзии. Мало ли актеров! Он создал совершенно особенную манеру и тем замечателен. А "Место встречи"... Его хвалила "Правда", но он сам иронически к этому относился.
в: Между прочим, он даже в этом фильме свой песенный распев в речи стилизует: "Вор-р-р должен сидеть в тюр-р-рьме!". В сознании людей он был как бы человек из народа. Его воспринимали как своего. Это что - приросшая маска или в нем действительно что-то такое было, демократичное?

в: Он сросся с образом? Мне-то кажется, что он был другой.
о: А он и был другой.
в: Под словом "другой" я подразумеваю "интеллигентный человек".
о: Вы знаете, я тоже это подразумеваю. Владимир был, как вам сказать...
в: Неразгаданный?
о: Пожалуй. Откуда такая широта - от ученого до ворья? Прямо как Чарли Чаплин. Только Чарли сумел создать свое кино. И Владимир все хотел чего-то в кино. А я ему говорю: "Оставь. Будут они над тобой измываться. А в театре ты сыграешь Бориса Годунова".
в: А все-таки, с вашей точки зрения, какая самая удачная из его актерских работ?
о: Да что вы к нему привязались, как к актеру?! Я могу только свое сказать. Я именно и дал ему Гамлета играть, потому что он поэт. Он поймет. Он поймет стих. Он поймет силу стихотворную.
в: Потому и удача. Не книжный Шекспир получился, не книжный Гамлет, а вот такой - русский, песенный, поэтический. Помню его в "Гамлете". Залу был интересен не Гамлет, а Высоцкий, играющий Гамлета. Может быть, Высоцкий - это и есть российский Гамлет. Два раза "Быть или не быть" - это так по-нашему. Быть или не быть в квадрате.
о: Поэтому и возникли два варианта "Быть или не быть", чтобы он смог понять. А вначале он совсем не открывался. Как-то махал лапой невпопад. Я говорю ему: "Володя, не сердись", дал ему резинку и руку к могиле привязал, чтобы на словах: "боязнь страны, откуда ни один не возвращался" на эту могилу показывал. Так он и привык к жесту. Потом я резинку, конечно, снял.
в: Отличный ход! Вот и в поэзии кто-то прямо с неба незримой резинкой привязывает. А многие упираются. Что уж говорить об актерах...
о: Высоцкий слушался, вот его преимущество. Когда не понимал, говорил: "Покажите". Брал больше с показа.
в: А ведь я сам не раз слышал, как актеры со сцены кричали: "Нельзя показывать". Мол, пропадает свобода поиска.
о: В день смерти Высоцкого Боровский сказал фразу историческую. В пять утра звонки в дверь, открываем, стоит Боровский: "Ну вот и закончилась ваша борьба с артистами за Володю". А когда я приехал на Таганку, там уже толпа...
в: Это, пожалуй, первый случай во второй половине ХХ века, когда смерть актера, деятеля культуры вызвала такое волнение.
о: Так это же так и было! Я звонил Андропову, при помощи Капицы, и тот мне сказал: "Я с вами разговариваю как товарищ - пока". А потом приказал быстро хоронить.
в: Очень интересный приказ - быстро хоронить. Прямо как Пушкина.
о: Толпа стояла от Кремля. Генерал один спрашивает: "Что делать?" Я ответил, что по обычаю христианскому надо провезти, чтобы народ смог проститься. И он сказал: "Хорошо". И наврал, конечно. Только мы сели в машину, а они раз - и за угол завернули. Тут вся толпа стала орать: "Фашисты! Фашисты!" И тотчас пошли поливочные машины - смывать цветы. Тогда толпа совсем озверела. И это всё ведь засняли. В фойе был его портрет, и они его выломали. Ну и всё, конечно, позакрывали. И "Бориса...". А меня послали в Англию ставить "Преступление и наказание"... Почему-то все говорят - актер, актер. Ну, актер. Но он личность, потому и приковывал к себе внимание. Почему им вдруг заинтересовались и Николай Робертович Эрдман, и Петр Капица? И тот, и другой просили: "Можете с ним зайти? Просто поговорить".
в: А что в этой личности было так притягательно для двух рафинированных интеллектуалов?
о: Вот Петр, мой сын, он не здесь воспитывался. Он русский знает, но родной язык у него английский. Он послушал Высоцкого и говорит: "Никто так не поет - по силе внутренней".
в: Уже тогда, в первой роли - в "Добром человеке...", - все почувствовали мощнейшую энергетику.
о: Теперь так говорят - энергетика. А на самом деле - сила. Но потом ему этой силы стало не хватать, и началась трагедия. Во-первых, он был алкоголик потомственный, как врачи говорили. Папа сюда пришел, ему сказали: "Сына лечить надо". А он ответил: "Я с этим антисоветским человеком ничего общего не имею". Полковник. Что я мог сказать: "Извините, папаша, вот дверь". Повез Володю на свой страх и риск лечить. Тогда проще было. Врачи не спрашивали у больного, хочет ли он лечиться. Они понимали, что надо вылечить. Он держался года полтора. Потом опять...
в: Меня больше всего удивляет, что все эти подробности до сих пор актуальны. Это уже не биография, а чуть ли не житие. Любые воспоминания о Высоцком нарасхват.
о: Люди... Они даже про меня не знают, говорят: "У-у-у, круто!" И про Высоцкого тоже: "У-у-у, откуда это?" Эрдман лучше сказал: "Как делает стихи Булат или Саша Галич, мне понятно. А как этот сочиняет, мне не понятно..."
Комментариев нет:
Отправить комментарий